О электронном портфолио ученика:
Электронное портфолио взрослых
Сегодня много говорят об портфолио учащегося, как дополнение к ЕГЭ, но до сих пор не разработано критариальное оценивание портфолио, в том числе и с возможностью автоматизации процесса присвоения баллов. И пока этого не произойдет, портфолио особенно его творческая часть не может быть использована в системе рейтингования. В таком случае так уж нужно делать учащимся е-портфолио?
В моем детстве были бумажные дневники, в которых мы писали сокровенные мысли, оценивали прошедший день, строили планы на будущее, а главное прятали их даже от близких. А сейчас мы предлагаем еще не сформированным, несовершеннолетним детям открыто анализировать свою деятельность, пусть даже учебную, а еще и предвидеть развитие событий... Кто в ответе за то, что они разместят в своем портфолио. А как все эти откровения могут сказаться им во взрослой жизни. Ведь мы прекрасно понимаем, что любой контент однажды попавший в сеть, удалить своими силами не получится.
Электронное портфолио взрослых
Со взрослыми проще - они сами отвечают за свои действия, но это не мешает быть им "наивными" в области культуры представления себя. В желании понравиться многие увлекаются "спецэффектами", "пестротой" и это касается не только дизайна, но и "юзабелити". Все эти "навороты" - скорее отпугивают, чем привлекают.
"Отличительной особенностью электронного портфолио является его использование в течение всей жизни, как для личностного, так и профессионального развития."
МОДА - нас преследует, настигает и подчиняет. Вы оденете одежду, которую носили много лет назад, собираясь на собеседования в престижную компанию? Вы можете сказать, что хоть и "встречают по одежке, но провожают по уму". Это в том случае если, кто-нибудь задержится на вашей странице, а не тут же ее закроет. Моде подвержено всё, и технологии, и дизайн, не исключение, и веб-ресурсы. Так как же поддерживать свое портфолио в актуальном виде в течении всей жизни?
"Инициативы, продвигающие е-портфолио в образовании и трудоустройстве, находятся в тренде мировых педагогических технологий для успешного технологического развития, поддержки единого образовательного пространства и мобильности рабочей силы."
А что будет в тренде через несколько лет? Встроенные в нас чипы, для регулярного измерения IQ и другие показатели, а затем передающего данные в единый центр?
"В «Атласе новых профессий» выделяют профессию разработчика образовательных траекторий, который смог бы осуществлять разработку и поддержку образовательных маршрутов."
Где бы прочитать профессиограмму "разработчика образовательных траекторий". Даже не представляю его деятельность, но с другой стороны не удивлюсь, если ее введут в штат школ.
Значки чем-то напоминают знаки различия, которые можно увидеть в старых зарубежных фильмах про скаутов. Знаки различия уже давно перекочевали в портфолио школ. Вот таки флажки есть в распоряжении нашего департамента и украшают наш официальный сайт, но на творческом сайте школы я разместила сканы документов. Так привычнее, а главное понятнее большему количеству посетителей сайта. Я не против значков, но пока их информативность не слишком высока.
Марина, я совершенно с вами согласна. Очень хорошая статья. Спасибо большое.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Больше всего меня печалит, что мы западные аналоги за образцы и пытаемся их внедрить без адаптации. Но ведь у них другой менталитет, другие традиции в том числе и в образовании.
УдалитьПриведу маленький пример. Германия, элитная гимназия, урок информатики. Учащиеся входят, берут коробки с роботом (собирали на прошлом уроке), пишут код к своему проекту, тестируют, складывают робота в коробку и уходят. Учитель в это время на них даже не смотрел. Когда мы его спросили, как же он будет оценивать их работу на уроке - он ответил "они напишут отзыв, где опишут, что получилось у них, а что нет...", и отзыв он как раз и оценит. Ему важен сам факт деятельности и рефлексия, а не результат!
Надо отметить, что урок нам демонстрировали, как традиционный в их учреждении. Вы готовы действовать так же?
"...так уж нужно делать учащимся е-портфолио?"
ОтветитьУдалитьПожалуй, можно найти много аргументов за и не меньше против... Но я вот думаю над комментарием В.В.Анненкова http://roachinthenet.blogspot.com/2014/07/blog-post_25.html и о привычке человека смолоду вести архив,... и вообще смолоду знать и видеть свои цели, определять пути.
А такая ли редкость, когда для взрослых самоанализ и рефлексия и, особенно, "стратегическое планирование собственного образовательного и профессионального развития" представляют большую трудность? Увы... Да, в детстве мы вели дневники...или хотя бы начинали... у кого-то они превращались в пухлую тетрадь, а у кого-то забрасывались с первой же страницы. К чему я веду. Работа над своим портфолио в школьном возрасте может помочь выработать привычку к самоанализу, систематизации, планированию...формированию разных важных навыков...в идеале...Важно, какие акценты расставлены при работе над портфолио: портфолио как приложение к сертификату ЕГЭ для поступления в ВУЗ (равно как у учителя портфолио для аттестации) или портфолио как отражение процесса собственного развития или реализации каких-либо идей (для сотрудничества).
Рефлексия, ради рефлексии? Звучит не убедительно.
Удалить"Рефлексия, ради рефлексии? Звучит не убедительно."
УдалитьЕсли вести речь о формировании навыка, то на начальном этапе есть смысл и ради самой рефлексии. А далее: будет цель, будут осознанные действия, будет рефлексия как ради осознания/планирвания/корректировки и тп процесса собственного развития, так и сотрудничества для реализации какой-либо цели. Мне так кажется.
Боюсь, что когда за это возьмется массовая школа, то результат будет прямо противоположный. До сих пор, нет желания перечить произведения, которые проходили по школьной программе. :(
УдалитьНе скажу, что я "смолоду знал свои цели". Сохранял выписки из литературы на "карточках" (1/4 А4), чтобы было удобнее тасовать по проблемам, авторам и др. критериям. Осмысление этой практики как "портфолио" на протяжении жизни пришло в зрелые годы.
ОтветитьУдалитьУбеждён, что каждый профессионал должен иметь свой архив (и думать о его структурировании, сохранении и прочих операциях, обычных для современного цикла работы с информацией). Архив прежде всего для автора, а не для "проверяющих". Ныне материалы архива перемещаем в "облака" для доступа из любого места в любое время.
Да-да, именно за это на меня всегда ворчит муж... Вечные блокнотики, папочки, архивчики... Прямо как Плюшкин, но ничего с собой не могу поделать. Спасибо компьютеру - теперь все компактно, но не значит меньше.
УдалитьНо появлением "достойного" интернета - проще сделать запрос и найти что-то "свеженькое", чем рыться в старых архивах, пусть даже и систематизированных.
Не так давно рассталась со значительной частью загромождения шкафов (ремонт помог).
Спасибо, что разместили скан с нашей статьи. Мы с моей аспиранткой написали ее после очередной поездки в Лондон на выставку BETT. Была там много раз и всем настоятельно рекомендую.
ОтветитьУдалитьМного раз проходила стажировку в разных странах. Уверена, что у нас есть свои замечательные ученые и замечательные традиции. Но и замыкаться на себе не стоит. Мы живем в открытом мире и нужно найти в себе мужество признать чужие достижения, но и о своих не стоит забывать. Мировая наука и педагогика, в том числе, развиваются в условиях взаимного обогащения.
Теоретические предпосылки технологии портфолио в нашей стране были сформулированы в 2002-2003 годах. Тогда еще не было веб-портфолио, но философия портфолио, цели и задачи, направления применения и многое другое было заложено уже тогда. Эта работа широко освещалась в педагогической литературе. Прежде всего, это работы Пинского А. и коллектива ВШЭ.
Сейчас все чаще говорят о том, что портфолио должно стать дополнением к ЕГЭ. Но что понимают под портфолио в этом случае и как все это будет выглядеть.
Проект, который ответит на все эти вопросы начнется в конце года.
Задача N1: формализовать портфолио.
Что же это означает? Сейчас идут дискуссии, но пока есть следующее мнение, которое во многом совпадает с мнением Марины- максимальная формализация. Пока планируется суммировать средний балл аттестата и специальный рейтинг за участие в наиболее известных олимпиадах.
В последнее время вижу, что настрой начинает меняться, приходит понимание, что портфолио - это технология, а не только копилка с модным названием.
Посмотрим.
Очень интересно читать комментарии. Провожу курсы для педагогов. На многие из этих вопросов отвечаю в своих вебинарах. Приглашаю. Это открытые и бесплатные вебинары.
В двух словах весь пласт рассматриваемых вопросов сложно обсудить. Много интересных мыслей, идей, полезных рассуждений. Очевидно, что на этом курсе собрались люди очень заинтересованные, критически мыслящие и просто интересные.
Если понимать, что портфолио - это способ оценки деятельности человека, то действительно нужны критерии оценивания, а для этого портфолио должно содержать больше фактов, чем "рефлексии". Если мы публикуем свои рассуждения о чем-либо, то это можно оценить как школьное сочинение (грамматические ошибки, умение сформулировать и доказать свою точку зрения...)
ОтветитьУдалить