четверг, 24 июля 2014 г.

е-портфолио

 О электронном портфолио ученика:


Сегодня много говорят об портфолио учащегося, как дополнение к ЕГЭ, но до сих пор не разработано критариальное оценивание портфолио, в том числе и с возможностью автоматизации процесса присвоения баллов. И пока этого не произойдет, портфолио особенно его творческая часть не может быть использована в системе рейтингования. В таком случае так уж нужно делать учащимся е-портфолио?
В моем детстве были бумажные дневники, в которых мы писали сокровенные мысли, оценивали прошедший день, строили планы на будущее, а главное прятали их даже от близких. А сейчас мы предлагаем еще не сформированным, несовершеннолетним детям открыто анализировать свою деятельность, пусть даже учебную, а еще и предвидеть развитие событий... Кто в ответе за то, что они разместят в своем портфолио. А как все эти откровения могут сказаться им во взрослой жизни. Ведь мы прекрасно понимаем, что любой контент однажды попавший в сеть, удалить своими силами не получится. 

Электронное портфолио взрослых

Со взрослыми проще - они сами отвечают за свои действия, но это не мешает быть им "наивными" в области культуры представления себя. В желании понравиться многие увлекаются "спецэффектами", "пестротой" и это касается не только дизайна, но и "юзабелити". Все эти "навороты" - скорее отпугивают, чем привлекают. 
"Отличительной особенностью электронного портфолио является его использование в течение всей жизни, как для личностного, так и профессионального развития."
МОДА - нас преследует, настигает и подчиняет. Вы оденете одежду, которую носили много лет назад, собираясь на собеседования в престижную компанию? Вы можете сказать, что хоть и "встречают по одежке, но провожают по уму". Это в том случае если, кто-нибудь задержится на вашей странице, а не тут же ее закроет. Моде подвержено всё, и технологии, и дизайн, не исключение, и веб-ресурсы. Так как же поддерживать свое портфолио в актуальном виде в течении всей жизни? 
"Инициативы, продвигающие е-портфолио в образовании и трудоустройстве, находятся в тренде мировых педагогических технологий для успешного технологического развития, поддержки единого образовательного пространства и мобильности рабочей силы."
А что будет в тренде через несколько лет? Встроенные в нас чипы, для регулярного измерения IQ и другие показатели, а затем передающего данные в единый центр? 
"В «Атласе новых профессий» выделяют профессию разработчика образовательных траекторий, который смог бы осуществлять разработку и поддержку образовательных маршрутов."
Где бы прочитать профессиограмму "разработчика образовательных траекторий". Даже не представляю его деятельность, но с другой стороны не удивлюсь, если ее введут в штат школ.


Значки чем-то напоминают знаки различия, которые можно увидеть в старых зарубежных фильмах про скаутов. Знаки различия уже давно перекочевали в портфолио школ. Вот таки флажки есть в распоряжении нашего департамента и украшают наш официальный сайт, но на творческом сайте школы я разместила сканы документов. Так привычнее, а главное понятнее большему количеству посетителей сайта. Я не против значков, но пока их информативность не слишком высока. 

10 комментариев:

  1. Марина, я совершенно с вами согласна. Очень хорошая статья. Спасибо большое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Больше всего меня печалит, что мы западные аналоги за образцы и пытаемся их внедрить без адаптации. Но ведь у них другой менталитет, другие традиции в том числе и в образовании.
      Приведу маленький пример. Германия, элитная гимназия, урок информатики. Учащиеся входят, берут коробки с роботом (собирали на прошлом уроке), пишут код к своему проекту, тестируют, складывают робота в коробку и уходят. Учитель в это время на них даже не смотрел. Когда мы его спросили, как же он будет оценивать их работу на уроке - он ответил "они напишут отзыв, где опишут, что получилось у них, а что нет...", и отзыв он как раз и оценит. Ему важен сам факт деятельности и рефлексия, а не результат!
      Надо отметить, что урок нам демонстрировали, как традиционный в их учреждении. Вы готовы действовать так же?

      Удалить
  2. "...так уж нужно делать учащимся е-портфолио?"
    Пожалуй, можно найти много аргументов за и не меньше против... Но я вот думаю над комментарием В.В.Анненкова http://roachinthenet.blogspot.com/2014/07/blog-post_25.html и о привычке человека смолоду вести архив,... и вообще смолоду знать и видеть свои цели, определять пути.
    А такая ли редкость, когда для взрослых самоанализ и рефлексия и, особенно, "стратегическое планирование собственного образовательного и профессионального развития" представляют большую трудность? Увы... Да, в детстве мы вели дневники...или хотя бы начинали... у кого-то они превращались в пухлую тетрадь, а у кого-то забрасывались с первой же страницы. К чему я веду. Работа над своим портфолио в школьном возрасте может помочь выработать привычку к самоанализу, систематизации, планированию...формированию разных важных навыков...в идеале...Важно, какие акценты расставлены при работе над портфолио: портфолио как приложение к сертификату ЕГЭ для поступления в ВУЗ (равно как у учителя портфолио для аттестации) или портфолио как отражение процесса собственного развития или реализации каких-либо идей (для сотрудничества).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рефлексия, ради рефлексии? Звучит не убедительно.

      Удалить
    2. "Рефлексия, ради рефлексии? Звучит не убедительно."
      Если вести речь о формировании навыка, то на начальном этапе есть смысл и ради самой рефлексии. А далее: будет цель, будут осознанные действия, будет рефлексия как ради осознания/планирвания/корректировки и тп процесса собственного развития, так и сотрудничества для реализации какой-либо цели. Мне так кажется.

      Удалить
    3. Боюсь, что когда за это возьмется массовая школа, то результат будет прямо противоположный. До сих пор, нет желания перечить произведения, которые проходили по школьной программе. :(

      Удалить
  3. Не скажу, что я "смолоду знал свои цели". Сохранял выписки из литературы на "карточках" (1/4 А4), чтобы было удобнее тасовать по проблемам, авторам и др. критериям. Осмысление этой практики как "портфолио" на протяжении жизни пришло в зрелые годы.
    Убеждён, что каждый профессионал должен иметь свой архив (и думать о его структурировании, сохранении и прочих операциях, обычных для современного цикла работы с информацией). Архив прежде всего для автора, а не для "проверяющих". Ныне материалы архива перемещаем в "облака" для доступа из любого места в любое время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, именно за это на меня всегда ворчит муж... Вечные блокнотики, папочки, архивчики... Прямо как Плюшкин, но ничего с собой не могу поделать. Спасибо компьютеру - теперь все компактно, но не значит меньше.
      Но появлением "достойного" интернета - проще сделать запрос и найти что-то "свеженькое", чем рыться в старых архивах, пусть даже и систематизированных.
      Не так давно рассталась со значительной частью загромождения шкафов (ремонт помог).

      Удалить
  4. Спасибо, что разместили скан с нашей статьи. Мы с моей аспиранткой написали ее после очередной поездки в Лондон на выставку BETT. Была там много раз и всем настоятельно рекомендую.
    Много раз проходила стажировку в разных странах. Уверена, что у нас есть свои замечательные ученые и замечательные традиции. Но и замыкаться на себе не стоит. Мы живем в открытом мире и нужно найти в себе мужество признать чужие достижения, но и о своих не стоит забывать. Мировая наука и педагогика, в том числе, развиваются в условиях взаимного обогащения.
    Теоретические предпосылки технологии портфолио в нашей стране были сформулированы в 2002-2003 годах. Тогда еще не было веб-портфолио, но философия портфолио, цели и задачи, направления применения и многое другое было заложено уже тогда. Эта работа широко освещалась в педагогической литературе. Прежде всего, это работы Пинского А. и коллектива ВШЭ.
    Сейчас все чаще говорят о том, что портфолио должно стать дополнением к ЕГЭ. Но что понимают под портфолио в этом случае и как все это будет выглядеть.
    Проект, который ответит на все эти вопросы начнется в конце года.
    Задача N1: формализовать портфолио.
    Что же это означает? Сейчас идут дискуссии, но пока есть следующее мнение, которое во многом совпадает с мнением Марины- максимальная формализация. Пока планируется суммировать средний балл аттестата и специальный рейтинг за участие в наиболее известных олимпиадах.
    В последнее время вижу, что настрой начинает меняться, приходит понимание, что портфолио - это технология, а не только копилка с модным названием.
    Посмотрим.
    Очень интересно читать комментарии. Провожу курсы для педагогов. На многие из этих вопросов отвечаю в своих вебинарах. Приглашаю. Это открытые и бесплатные вебинары.
    В двух словах весь пласт рассматриваемых вопросов сложно обсудить. Много интересных мыслей, идей, полезных рассуждений. Очевидно, что на этом курсе собрались люди очень заинтересованные, критически мыслящие и просто интересные.

    ОтветитьУдалить
  5. Если понимать, что портфолио - это способ оценки деятельности человека, то действительно нужны критерии оценивания, а для этого портфолио должно содержать больше фактов, чем "рефлексии". Если мы публикуем свои рассуждения о чем-либо, то это можно оценить как школьное сочинение (грамматические ошибки, умение сформулировать и доказать свою точку зрения...)

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...